Вторник, 30.04.2024, 00:49
МДОУ ДС №52 "Чебурашка" г.Новоалександровска

 Каталог статей

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Краеведческий материал в основе построения образовательного процесса в МДОУ «Детский сад № 52 «Чебурашка»

    Краеведческий материал в основе построения образовательного процесса в 

    МДОУ «Детский сад № 52 «Чебурашка»

     

     

    старший воспитатель Климова Елена Петровна

     

    г. Новоалександровск  Ставропольского края

     

       На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.

       О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.

       Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) и проекта ФГОС  изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГТ и ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

       Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив детского сада определил что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. 

       За основу взяли программу «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Р.М. Литвиновой, которая является хорошим дополнением к базовой программе « Радуга» Т.Н. Дороновой , акцентирующей внимание на воспитание духовных ценностей у подрастающего поколения.

    В соответствии с перспективно-тематическим планированием по краеведению ежемесячно в детском саду проводятся разнообразные совместные проекты, конкурсы, акции, праздники краеведческой направленности: «Красная книга Ставропольского края», «Литературное и художественное наследие Ставрополья», «Я и мой любимый город», «Люблю тебя, мой край родной». «Города -  курорты Ставропольского края». «Уголок России - отчий дом», «Казаки на Ставрополье».

    .Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной  культуры.

        Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний.  Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, остаются в душе на долгие годы.        

      Поскольку наш город в прошлом был казачьей станицей и многие из наших воспитанников потомственные казачата, мы решили разработать  проект по истории и культуре казачества

       Цель разрабатываемого краеведческого направления в том, чтобы развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, её историко-культурному наследию

    Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс  ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

      Приступая к работе по ознакомлению детей с историей и культурой казачества, определили следующие пути решения поставленных задач:

    -подготовка педагогического коллектива, которая началась с работы по изучению истории и культуры казачества Ставрополья;

    -введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка перспективных планов кружковой работы;

    - взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь  к истории родного края должны передаваться детям;

    - взаимодействие с социумом.

    - создание микро и  макроразвивающей среды по данной теме.

       Мы установили  тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями города: краеведческим музеем  Новоалександровского  района, Нижне-Кубанским районным казачьем обществом им.атамана  Ханина, храмом  Михаила Архангела, районным дворцом культуры, клубом «Пикет»;

       Оборудовали центр по истории и культуре казачества, в котором размещён иконостас, макет храма. Подобрана детская христианская литература, ширмы по христианским праздникам, электронные презентации, фонотека казачьих песен, сказок   наглядный  материал по костюмам, обрядам, обычаям казаков.

       В группе казачьей направленности оформили, мини – музей казачьего быта, в котором собраны мебель, утварь, инструменты, игрушки,  пособия и материалы для родительского стенда.

       Методы работы по ознакомлению с историей и культурой казачества направлены, прежде всего, на повышение познавательной и эмоциональной активности детей и осуществляются в рамках  деятельностного подхода, т. е. в условиях выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.

    При этом ознакомление дошкольников с историческим прошлым  естественно входит в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

      Причем, теоретический аспект образования тесно связан с практической  художественно – творческой  и  музыкальной деятельностью.

       В процессе кружковой работы мы знакомим детей с достопримечательностями нашего города, историей возникновения и возрождения казачества на нашей земле, с природой родного края и района, с культурой и бытом казаков.  Также знакомим с национальным казачьим костюмом, подворьем, внутренним убранством горницы и предметами быта. Изучаем ремесла и промыслы казаков, такие как: кузнечный, резьба по дереву, рыбацкий, гончарный, бондарный, овощеводство, садоводство, виноградарство, хлеборобство и животноводство.. Некоторые из ремесел дети осваивают: учатся рисовать, делать вытыканку, лепить из соленого теста, ткать, вышивать, вязать. Особым разделом проходит изучение воинской славы казаков, как во времена царя, так и в годы Великой Отечественной Войны.

       Большую работу по привитию любви к казачеству проводит воспитатель, хореограф и музыкальный руководитель. Мы разучиваем с детьми казачьи песни и пляски, знакомим их с музыкальным фольклором Кубани, учим народные игры. Знакомим с обрядовыми и церковными праздниками казаков. Интересно проходят такие праздники как «Рождество Христово», «Покровские посиделки», «Масленица», «Осенняя ярмарка», «Защитники Родины», «Парад победы», «Хлеб наше богатство».

        Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

       В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.

       Опыт работы педагогов детского сада по данному направлению показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием, одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.

         Работа над этим проектом  по истории и культуре казачества  «Лазоревый цвет» ведётся с 2012 года. За данный период коллектив детского сада добился определённых результатов.

      Сертификат на получение гранта главы АНМР в размере 50 тысяч за победу муниципального конкурса «Инновационное учреждение-гарант качества образования» в номинации «Лучший городской детский сад»(2012) 

      Диплом  воспитанника  Бондаренко Саши, занявшего  2 место в районной патриотической экспедиции «Мои казачьи истоки» в номинации «Изобразительное искусство. Рисунок» (2012г)

      Благодарственное письмо коллективу МДОУ «Детский сад №52 «Чебурашка» за активное участие в выставках детских творческих работ в районном историко-краеведческом музее.

     Благодарственное письмо детскому саду №52 «Чебурашка» за  участие в фестивале национального танца и национальной песни «Наш выбор – МИР!»(2013)

      Диплом МДОУ «Детский сад № 52 «Чебурашка» за активное участие в городском фестивале музыки, посвященном Дню Государственного Флага РФ.(2013)

      Диплом коллективу МДОУ детского сада № 52 «Чебурашка» за участие в городском фестивале «Частушка-хохотушка», посвященном Дню города и района.(2013)

     Диплом Гран-при районного фестиваля детского творчества «Звёздная Россыпь» в номинации «Юные дарования» ансамблю «Лазоревый цвет» (2013)

      

    Категория: Мои статьи | Добавил: belevceva1951 (25.11.2013)
    Просмотров: 3100 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: